Выписка из
Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 349. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июля 2015 года № 11550. С изменениями  от 16.07.2019 № 514

Настоящая выписка сделана неофициально автором этого сайта, для собственных нужд и для всех кому это так же интересно. Полный документ можно найти тут

1. Общие положения

3. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:

4) диспетчерская система – система, позволяющая непрерывно получать информацию в режиме реального времени о движении автотранспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа по согласованным маршрутам;

 5) оператор диспетчерской системы – физические или юридические лица, обеспечивающие организацию и функционирование диспетчерской системы;

6) пункт посадки и высадки пассажиров (остановочный пункт) – обустроенный в соответствии с требованиями настоящих Правил участок придорожной полосы, предназначенный для остановки автотранспортных средств с целью посадки и высадки пассажиров;

7) проездной документ (билет) – документ в бумажной или электронной форме, путем оформления которого заключается договор перевозки пассажира;

9) расписание движения – документ (таблица, графическое отображение), содержащий сведения о месте и времени движения автобусов, микроавтобусов, троллейбусов по каждому остановочному пункту маршрута регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа;

11) маршрут – установленный путь следования автобуса, микроавтобуса, троллейбуса между определенными начальными, промежуточными и конечными остановочными пунктами;

12) схема маршрута – графическое условное изображение маршрута с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов и тоннелей);

14) рейс – путь автобуса, микроавтобуса, троллейбуса от начального до конечного пункта маршрута;

16) техническая остановка – остановка автобусов и микроавтобусов, не предусматривающая высадку с маршрута и посадку на маршрут пассажиров.

 

  1. Регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа – перевозки, осуществляемые перевозчиками с использованием автобусов, микроавтобусов, троллейбусов по заранее согласованным маршрутам следования, расписаниям движения с установленными начальными и конечными пунктами, пунктами посадки и высадки пассажиров.

При организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа заранее определяются транспортные средства (автобусы, микроавтобусы или троллейбусы), которые будут использоваться для осуществления перевозок.

Отклонение по маршруту при осуществлении регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа не допускается.

  1. При осуществлении регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа перевозчик обеспечивает наличие на автотранспортном средстве путевого листа, который оформляется перевозчиком на смену или рейс, с отметками о прохождении предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования водителя и технического осмотра автотранспортного средства, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
  2. Регулярные внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляется на основе свидетельств на право обслуживания маршрутов регулярных внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров и багажа (далее – Свидетельство), по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
  3. В целях планирования организации и учета маршрутов осуществляется ведение реестра:

2) местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы – маршрутов регулярных межрайонных (междугородных внутриобластных), в городах республиканского значения, столицы – городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа;

  1. Реестры содержат следующие основные характеристики маршрутов:

2) для внутриреспубликанских маршрутов:

    • номер (городские (сельские) и пригородные) и наименование маршрута с указанием времени отправления из начального и конечного пунктов;
    • количество и наименования промежуточных пунктов на маршруте в прямом и обратном направлениях;
    • протяженность маршрута в прямом и обратном направлениях;
    • период обслуживания маршрута: круглогодичный, дополнительный (действующий в определенные дни и периоды суток (выходные, праздничные дни или в часы “пик” для городских маршрутов), сезонные (в дачный период, на время функционирования зон отдыха, период повышенного пассажиропотока);
    • класс автобусов, микроавтобусов и паспортная вместимость автобусов на маршруте по местам для сидения пассажиров и общая (с учетом вместимости накопительных площадок, кроме междугородных межобластных);
    • сведения о перевозчике (наименование, адрес, фамилия, имя, отчество (при его наличии), телефон руководителя и лица, ответственного за организацию перевозок) и период действия выданных ему разрешительных документов.

Параграф 2. Регулярные городские (сельские) и пригородные
автомобильные перевозки пассажиров и багажа

  1. Регулярные городские (сельские) и пригородные автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по утвержденной местными исполнительными органами маршрутной сети, которая формируется на основании утвержденной комплексной схемы развития пассажирского транспорта и анализа пассажиропотоков, по предложениям граждан, организаций.

При осуществлении регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа перевозчик обеспечивает водителей и кондукторов единой форменной одеждой, требования к которой устанавливаются местными исполнительными органами.

  1. Определение использования на маршруте регулярных городских (сельских) автомобильных перевозок пассажиров и багажа микроавтобусов, обосновывается низким пассажиропотоком, при этом протяженность маршрутов с использованием микроавтобусов не должна превышать тридцати процентов общей протяженности маршрутной сети регулярных городских (сельских) автомобильных перевозок пассажиров и багажа.

Параграф 3. Режимы обслуживания маршрутов регулярных
городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа

  1. Маршруты регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа обслуживаются в одном из следующих режимов:

1) обычном, осуществляемом городскими автобусами, имеющими не менее двух пассажирских дверей, микроавтобусами, а также междугородными автобусами на маршрутах регулярных пригородных автомобильных перевозок, с остановками на всех указанных на схеме маршрута остановочных пунктах, расстояние между которыми должно составлять от 400 до 800 метров в черте города;

2) экспрессном (только для городских перевозок), осуществляемом городскими автобусами, имеющими не менее двух пассажирских дверей, с остановками на всех указанных на схеме маршрута остановочных пунктах, расстояние между которыми составляет от 1,5 до 3,0 км.

  1. В соответствии со спецификой обслуживания населения регулярные городские (сельские) и пригородные автомобильные перевозки пассажиров и багажа носят следующий характер:

1) постоянный, действующий в течение всего установленного периода суток и всех дней недели;

2) дополнительный, действующий в определенные дни или периоды суток (выходные, праздничные дни или часы “пик”);

3) сезонный, действующий в течение заранее установленного промежутка времени (в дачный период, на время функционирования зон отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов);

4) временный, действующий кратковременно (в случае возникновения непредвиденных ситуаций на дорожной сети, препятствующих обслуживанию в обычном режиме).

Параграф 4. Порядок осуществления регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа

  1. Посадка и высадка пассажиров в автотранспортное средство производится в следующей последовательности:

1) в микроавтобусах сначала производится высадка, а затем посадка пассажиров;

2) в автобусах, имеющих две двери, высадка пассажиров производится через обе двери, а посадка через заднюю дверь;

3) в автобусах, имеющих три и более дверей, высадка пассажиров производится через все двери, а посадка через все, кроме передней двери.

  1. Правом внеочередной посадки, а также посадки через переднюю дверь автобуса пользуются инвалиды, пенсионеры, беременные женщины, пассажиры с детьми дошкольного возраста.
  2. В салоне автобусов, используемых на маршрутах регулярных городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, отводится от 4 до 8 мест (в зависимости от их паспортной вместимости) для приоритетного занятия их инвалидами, пенсионерами, беременными женщинами, пассажирами с детьми дошкольного возраста.
  3. При наличии на маршруте регулярных городских (сельских) автомобильных перевозок пассажиров и багажа остановочных пунктов “по требованию” пассажирам следует заблаговременно извещать водителя (кондуктора) о необходимости остановки на указанном остановочном пункте. При нахождении пассажиров на таком остановочном пункте водитель делает остановку для их посадки.
  4. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа исключает:

1) вход и выход из автобуса, микроавтобуса до полной его остановки или во время движения;

2) препятствование открытию и закрытию дверей автобуса;

3) отвлечение водителя разговорами во время движения автотранспортного средства;

4) порчу внутреннего оборудования и оснащения салона автобуса, микроавтобуса;

5) курение, мусор, распитие спиртных напитков;

6) перевозку огнеопасных, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся, ядовитых, едких и зловонных веществ, огнестрельного оружия без чехлов и сопроводительных документов.

  1. На маршрутах регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа разрешается перевозка пассажиров и наполнение салона автобусов, микроавтобусов в соответствии с их паспортной вместимостью, установленной предприятием-изготовителем:

1) в автобусах стоя и сидя в количестве, не превышающем его полной паспортной вместимости;

2) в микроавтобусах только сидя в количестве, не превышающем числа мест для сидения.

Параграф 5. Провоз ручной клади и багажа

  1. На маршрутах регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа разрешается провозить в салоне автобуса, микроавтобуса без дополнительной оплаты одно место ручной клади размером до 60х40х20 см и весом не более 20 кг, а также одну пару лыж в чехле, детскую коляску или санки (только в автобусах).
  2. Провоз ручной клади, превышающего весовые и габаритные размеры, указанные в пункте 33 настоящих Правил, разрешается только на накопительных площадках автобусов и за дополнительную плату, в соответствии с установленным тарифом.
  3. Упаковка и перевозка ручной клади должны исключать возможность причинения какого-либо ущерба (загрязнения или повреждения) другим пассажирам и оснащению салона автобуса, микроавтобуса.
  4. На маршрутах регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа разрешается бесплатно перевозить мелких животных и птиц, помещенных в закрытые клетки или в сумках.
  5. Собаки перевозятся бесплатно в автобусах на накопительных площадках, с намордником и на поводке.
  6. В автобусах, используемых при осуществлении регулярных пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа, а также регулярных городских (сельских) автомобильных перевозок пассажиров и багажа в экспрессном режиме, и имеющих багажное отделение, пассажирам разрешается провозить с собой багаж в багажном отделении размером не более 120х60х40 см каждого места за дополнительную плату в соответствии с установленным тарифом.
  7. На принятый к перевозке багаж в городском (сельском) сообщении пассажиру выдается разовый контрольный билет, в пригородном сообщении – багажная квитанция.
  8. При сдаче багажа к перевозке пассажир может объявить его ценность с уплатой установленного сбора. При этом в багажной квитанции делается соответствующая запись.

Параграф 6. Оплата, регистрация проезда и провоза багажа в городском (сельском) и пригородном сообщениях

  1. Оплата проезда, провоза багажа на маршрутах регулярных городских (сельских) автомобильных перевозок пассажиров и багажа производится пассажиром наличными деньгами кондуктору (водителю) или через систему электронной оплаты за проезд.
  2. Факт оплаты проезда, провоза ручной клади в городском (сельском) сообщении за наличные деньги фиксируется выдачей пассажиру проездных документов (билетов).

42-1. Регистрация проезда в городском (сельском) сообщении, в котором используется электронная система оплаты за проезд, осуществляется пассажиром путем прикладывания электронного проездного документа к рабочей области считывателя соответствующего электронного транспортного терминала самообслуживания пассажира, без выдачи бумажного проездного документа (билета) об оплате за проезд.

  1. При оплате наличными деньгами разовый контрольный билет в форме бумажного проездного документа (билета) действителен только при поездке по одному маршруту, в одном направлении, независимо от расстояния, проезжаемого пассажиром.
  2. В случае возникновения обстоятельств, при которых автобус, микроавтобус не продолжает движение по маршруту по техническим причинам, выданные пассажирам разовые контрольные билеты в бумажной форме и подтвержденные разовые отдельные регистрации проезда, при оплате проезда посредством электронного проездного документа – являются действительными для проезда на другом автобусе, микроавтобусе этого же маршрута.
  3. Оплата проезда и провоза багажа на маршрутах регулярных пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа производится пассажиром в кассу автовокзала, автостанции, пункта обслуживания пассажиров при осуществлении поездки из начального пункта маршрута или кондуктору (водителю) при посадке на промежуточном пункте маршрута в соответствии с тарифом, утверждаемым местным исполнительным органом.

45-1. При наличии электронной системы оплаты за проезд перевозчики должны соблюдать условия по содержанию и эксплуатации электронной диспетчеризации и системы оплаты за проезд.

  1. Подтверждение оплаты проезда в пригородном сообщении за наличные деньги фиксируется выдачей пассажиру проездного документа (билета) в бумажной форме.

46-1. Регистрация проезда в пригородном сообщении, в котором используется электронная система оплаты за проезд, осуществляется пассажиром путем прикладывания электронного проездного документа к рабочей области считывателя соответствующего электронного транспортного терминала самообслуживания пассажира, без выдачи бумажного проездного документа (билета) об оплате за проезд.

  1. Факт оплаты провоза багажа фиксируется выдачей пассажиру багажной квитанции.
  2. Продажа проездных билетов длительного пользования, как в бумажной, так и в электронной форме, на определенный календарный срок производится предварительно, в установленных местным исполнительным органом – пунктах продажи, а также перевозчиками – через кондукторов или водителей.
  3. Проездные билеты длительного пользования, как в бумажной, так и в электронной форме, предназначенные для поездок в городском (сельском) сообщении, не действительны на маршрутах регулярных пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.
  4. Действие проездных билетов длительного пользования, как в бумажной, так и в электронной форме, не распространяется на провоз багажа и ручной клади сверх установленной нормы.
  5. Пассажир, имеющий проездной билет длительного пользования в бумажной форме, предъявляет его кондуктору, контролеру (водителю) при посадке в автобус, микроавтобус. Пассажир, имеющий проездной билет длительного пользования в электронной форме, при посадке в автобус, микроавтобус самостоятельно осуществляет регистрацию проезда путем прикладывания электронного проездного билета длительного пользования к рабочей области считывателя соответствующего электронного транспортного терминала самообслуживания пассажира.
  6. Если пассажир пользуется льготным проездным билетом длительного пользования в бумажной или электронной форме, то он предъявляет также документ, подтверждающий его право на льготу за исключением пассажиров, использующих персонифицированный льготный электронный билет длительного пользования.
  7. Форма и порядок продажи проездных документов
    (билетов), багажных квитанций, а также порядок организации и
    осуществления предварительной и электронной продажи проездных
    документов (билетов)
  8. Продажа проездных документов (билетов) и багажных квитанций в бумажной форме, согласно приложению 5 к настоящим Правилам осуществляется:

1) через билетные кассы автовокзалов, автостанций, пунктов обслуживания пассажиров и кассовые пункты;

2) водителем или кондуктором при условии наличия свободных мест для сидения в автобусе, микроавтобусе, а также до нормы заполняемости автобусов и микроавтобусов при осуществлении перевозок пассажиров и багажа на расстояние не более 50 км, в случае отсутствия билетных касс на промежуточных остановочных пунктах маршрута;

3) пассажирскими агентствами, в том числе с использованием средств связи.

  1. Порядок и условия возврата проездных документов
    (билетов) и их стоимости, а также сроки действия
  2. В случае невозможности движения автобуса, микроавтобуса, троллейбуса по маршруту по техническим причинам, проданные пассажирам билеты действительны для осуществления поездки на автобусе, микроавтобусе, троллейбусе, предоставленного перевозчиком для замены неисправного автобуса, микроавтобуса, троллейбуса, или в другом автобусе, микроавтобусе, троллейбусе этого же маршрута.

 

  1. Победителю Конкурса, заключившему Договор, выдается Свидетельство (на весь срок действия Договора), подтверждающее право работы на маршруте. Осуществление указанных перевозок без Свидетельства не допускается.

 

  1. Свидетельства выдаются перевозчику в количестве, соответствующему количеству автотранспортных средств, используемых на маршруте, и находятся у водителей автобусов, микроавтобусов при осуществлении перевозок.

 

  1. Действие Свидетельств, выданных уполномоченным органом в области автомобильного транспорта и местными исполнительными органами, прекращается этим органом в случаях:

4) низкой регулярности (менее семидесяти процентов в течение тридцати календарных дней);

5) наличие дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с человеческими жертвами по вине перевозчика в связи с неисполнением обязанности, предусмотренной подпунктом 2) пункта 2 статьи 22 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года “Об автомобильном транспорте”;

6) использования на маршруте автобусов и микроавтобусов, не предусмотренных в Свидетельствах, выданных уполномоченным органом и местным исполнительным органом в области автомобильного транспорта;

7) передача прав обслуживания маршрута (маршрутов) третьей стороне.

 

  1. Требования к санитарному состоянию, внешнему оформлению
    и оборудованию автобусов, троллейбусов, микроавтобусов
  2. Автобусы и микроавтобусы, используемые при автомобильных перевозках пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям национальных стандартов, при этом:

1) на маршрутах регулярных городских и пригородных автомобильных перевозок допускается использование городских автобусов (класс I), имеющих не менее двух пассажирских дверей, микроавтобусов, а также междугородных автобусов (класс II) на маршрутах регулярных пригородных автомобильных перевозок;

3) автобусы и микроавтобусы, используемые на маршрутах регулярных междугородных межобластных, международных и городских (в городе республиканского значения и столице, а также в областных центрах) автомобильных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются устройствами непрерывной передачи данных по каналам связи в режиме реального времени при осуществлении перевозок.

  1. Автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, используемые при автомобильных перевозках пассажиров и багажа, должны иметь:

1) двери пассажирского салона и аварийные люки, открывающиеся и закрывающиеся без каких-либо помех. Двери не должны иметь острых или далеко отстоящих от их поверхности выступов;

2) крыша, аварийные люки и окна, которые в закрытом состоянии полностью предотвращают попадание атмосферных осадков в кабину водителя и пассажирский салон;

3) прочно закрепленные поручни и сидения;

4) чистые и без порывов обшивки сидений и спинок кресел для пассажиров;

5) ровные, без выступающих или незакрепленных деталей, подножки и пол салона.

Покрытие пола салона выполняется из сплошного материала без порывов;

6) прозрачные стекла окон, очищенные от пыли, грязи, краски и иных предметов, снижающих видимость через них;

7) пассажирский салон, отапливаемый в холодное и вентилируемый в жаркое время года, не загроможденный инструментом и запасными частями.

  1. Влажная уборка салонов автобусов, микроавтобусов и троллейбусов, используемых при регулярных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, проводится не менее одного раза в смену и по мере загрязнения с применением моющих и дезинфицирующих средств.Наружная мойка кузова проводится после окончания смены.
  2. В салоне автобусов, микроавтобусов и троллейбусов возле кабины (места) водителя располагается информация, содержащая:

1) полное наименование перевозчика;

2) номера контактных телефонов перевозчика, организатора перевозок;

3) номера телефонов КАП, транспортного контроля и медицинской службы;

4) копию схемы маршрута;

5) сведения о стоимости проезда.

Автобусы, микроавтобусы и троллейбусы, используемые при регулярных городских (сельских) автомобильных перевозках пассажиров и багажа, должны оборудоваться громкоговорящей установкой, в случае функционирования автоматизированной системы управления (далее – АСУ) устройством контроля за работой на линии.

  1. В передней и задней сторонах автобусов, микроавтобусов, используемых при регулярных городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, устанавливаются трафареты с указанием номера маршрута.
  2. Передние и задние трафареты имеют подсветку в темное время суток.
  3. В передней части салона автобусов и троллейбусов, используемых при регулярных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, предусматриваются места для инвалидов, пенсионеров, беременных женщин и пассажиров с детьми дошкольного возраста. Рядом с этими местами располагается информационное табло, указывающее на их предназначение.
    Читайте так же: Требования к остановочным пунктам